eye                  
   
 

К сведению физических и юридических лиц, а также иностранных инвесторов!

Госкомконкуренции Республики Узбекистан приглашает на открытые конкурсные торги по реализации государственных активов по «нулевой» выкупной стоимости под инвестиционные обязательства . Телефоны для справок:259-21-38, 259-21-25, 233-22-56 (время и место проведения открытых торгов)

Ҳурматли форум қатнашчилари, хонимлар ва жаноблар!

Позвольте искренне поприветствовать собравшихся сегодня участников бизнес-форума.

В сегодняшней презентации разрешите мне представить Вашему вниманию Программу приватизации, согласно которой иностранным инвесторам предлагаются государственные активы в различных сферах экономики.

Принятая в апреле 2015 года (ПП-2340) и феврале 2016 года (ПКМ-33) Программы являются одним из ключевых элементов стратегии дальнейшего развития Узбекистана. Перечни предприятий акций которых подлежат реализации иностранным инвесторам представляют собой уникальные инвестиционные возможности, которые сегодня открываются в нашей стране для иностранных инвесторов.

Хотелось бы подчеркнуть, что мы стремимся привлекать иностранные инвестиции не только потому, что они обеспечивают финансовый капитал. Что для нас особенно важно при сотрудничестве с инвесторами – это их способность принести с собой передовые промышленные технологии, современный менеджмент, маркетинг и знание рынков, особенно внешних.

Поэтому участие иностранных инвесторов в реализации проектов в Узбекистане играет для нас огромную роль. Мы придаем большое значение укреплению отношений с иностранными инвесторами, готовы расширять и развивать это сотрудничество на взаимовыгодной основе, что принесет пользу как успеху вашего бизнеса, так и ускоренному экономическому развитию нашей страны.

В начале презентации позвольте предпринять краткий экскурс в историю развития приватизации в Узбекистане.

Приватизацию в Узбекистане всегда рассматривали в качестве основного направления экономических реформ. При этом, в Узбекистане, в отличии от других стран, отказались от авральных методов форсированной приватизации.

В Узбекистане, уже в первые годы были приняты ряд основных законов и значительное число нормативных актов, в основе которых лежали вопросы собственности. Так, Узбекистан первым в СНГ еще в 1990г. принял «Закон о собственности» и законодательно ввел понятие частной собственности.

На первом этапе (1992–1993), получившем название «малой» приватизации, были переданы в частный сектор государственный жилищный фонд, мелкие и средние предприятия системы торговли, услуг, местной, легкой, пищевой промышленности, автомобильного транспорта и строительства.

Второй этап приватизации характеризовался преобразованием государственных предприятий в акционерные общества. В результате последовательной приватизации, в стране сформировался класс собственников, включающий в себя 2 млн. владельцев акций и долей приватизированных предприятий, 3 млн. владельцев личных подсобных хозяйств, 85 тыс. владельцев частных и малых предприятий, 14 тыс. владельцев объектов недвижимости.

Третий этап начался в 1998 г. когда произошло акционирование индустриальных отраслей, вспомогательных предприятий топливно-энергетического комплекса, химии, металлургии и машиностроения.

Процессы приватизации государственной собственности, начавшиеся
в 1990-х, позволили привнести в экономику Узбекистана современные технологии, опыт организации производства, иностранные инвестиции и крупные экспортные заказы, освоить новые виды продукции, электротехнических изделий.

В целом, возрастающая роль частного сектора в экономике четко прослеживается в структуре таких показателей как инвестиции в основной капитал (рост более чем в 3 раза с 2000г.), производство промышленной продукции – с 12,9 до 31,1 процента (в период с 2000г.). Сегодня доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП составляет 56% и продолжает расти.

В настоящее время в стране работают свыше 4 тыс. предприятий, созданных с участием иностранного капитала более чем из 90 стран. При этом важно понимать, что в Узбекистане активы государства реализуются инвесторам, которые способны и готовы к созданию на их базе новых современных производственных мощностей.

Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил необходимость «критически пересмотреть и сократить уровень государственного присутствия в экономике до стратегически и экономически обоснованных размеров».

В целях расширения привлечения иностранных инвестиций, кардинального повышения уровня и роли частной собственности в экономике республики была принята Программа углубления процессов приватизации, предусматривающая реализацию частным инвесторам, в первую очередь иностранным, государственной доли и активов в уставных капиталах предприятий.

Узбекистан намерен в предстоящие годы кардинальным образом сократить уровень государственного присутствия в нашей экономике до стратегически и экономически обоснованных размеров.

По результатам проведенного критического анализа мы собираемся сохранить участие государства в управлении и владении только небольшим количеством предприятий добывающих отраслей, естественными монополиями и предприятиями, осуществляющими социально-значимые функции для населения.

Все остальные предприятия, пакеты государственных акций в других отраслях государство намерено поэтапно передать в частные руки,  частному сектору, в первую очередь – иностранным инвесторам.

При этом, для оценки реализуемых иностранным инвесторам акций привлекаются преимущественно международные оценочные организации, такие как Deloitte, Ernst & Young, GrantThornton и другие.

В частности, принятая в апреле т.г. Программа приватизации предусматривает реализацию потенциальным инвесторам 1247 государственных активов, включая:

-        доли государства в 68 крупных предприятиях в химической отрасли, машиностроении, пищевой, строительной и легкой промышленности, нефтегазовом и финансовом секторах, сфере услуг, предлагаемых стратегическим иностранным инвесторам;

-        государственные объекты и доли государства в 667 предприятиях с продажей преимущественно иностранным инвесторам;

-        по «нулевой» выкупной стоимости, с принятием новым владельцем инвестиционных обязательств, 512 имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности.

По результатам программы, число предприятий с участием государства уменьшится в 2,4 раза, а доля негосударственного сектора в экономике увеличится с нынешних 82% до 86%, что станет мощным стимулом для резкого повышения эффективности экономики.

При этом хотел бы подчеркнуть: приватизацию мы проводим не для восполнения дефицита бюджета, как в других странах, а для привлечения стратегических инвесторов, способных привнести новые технологии и оборудование, организовать выпуск конкурентоспособной современной востребованной продукции и ее маркетинг и продвижение на внешние рынки.

Мы приглашаем инвесторов инвестировать в предприятия и в каждом отдельном случае готовы обсуждать оптимальные механизмы управления конкретными предприятиями и активами. 

Например, если по программе приватизации в настоящее время реализуется небольшой пакет акций какого-либо предприятия, то мы также готовы рассмотреть передачу иностранному инвестору под управление остающегося государственного пакета акций, чтобы он мог эффективно управлять предприятием в целом. В дальнейшем, при успешном сотрудничестве, этот инвестор будет иметь приоритетное право на выкуп остальной части государственных акций.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 25.12.2015г. №ПП-2454, установлен порядок в соответствии с которым во всех акционерных обществах обязательно присутствие иностранного капитала в размере не менее 15 %. Для привлечения иностранного капитала в акционерные общества созданы дополнительные условия. Так, например, акционерным обществам, в которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33 процентов от уставного капитала, распространяются льготы по налогам на прибыль юридических лиц, на имущество, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд предоставленные предприятиям с иностранным инвестициям Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года №УП-3594 дифференцировано, в зависимости от объема внесенных иностранным инвестором инвестиций.

Вместе с этим, доходы иностранных инвесторов в виде дивидендов на акции, принадлежащих им в акционерных обществах, освобождаются от налогообложения сроком до 1 января 2020 года. Тогда как, акционерные общества с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты государственных пошлин при обращениях в суды с иском о нарушении их прав и законных интересов, с последующим их взысканием со стороны, признанной виновной соответствующим решением суда.

Для перспективных инвесторов предусмотрены стимулы – как в виде налоговых льгот, так и в форме предоставления других действенных преференций при приобретении приватизируемых активов.

Следует отметить, что отличительной чертой процесса приватизации в Узбекистане является то, что средства, полученные от разгосударствления, направляются на поддержку и развитие предпринимательства.

Данный подход нашел отражение и в текущей Программе приватизации: – уплаченные за дополнительно выпущенные иностранным инвесторам акции средства остаются в распоряжении самого предприятия, с целевым направлением на модернизацию и расширение производства.

Кроме того, срок оплаты выкупных платежей может быть продлен на
2 года, а при оплате выкупного платежа в течение 1 месяца, инвестор получает скидку в размере ставки рефинансирования Центрального банка (сейчас 9%).

Хочу также обратить Ваше внимание на уникальную возможность, предоставленную законодательством – возможность приватизации государственного имущества по так называемой «нулевой» выкупной стоимости. В данном случае более 500 бездействующих и незавершенных строительством объектов, тем не менее, имеющих всю необходимую инфраструктуру (водо-, газо- и электроснабжение) передаются эффективному собственнику бесплатно, с условием принятия им инвестиционных обязательств по созданию на их базе новых производств и рабочих мест.

Как вы знаете, стоимость электроэнергии, газа в нашей стране – одна из самых низких по Центральноазиатскому региону и мы в достаточном количестве располагаем квалифицированными профессиональными кадрами.

Более того, для инвестиционных проектов стоимостью свыше $50 млн. и долей иностранного инвестора в размере не менее 50% строительство внешних инженерно-коммуникационных сетей осуществляются за счет бюджетных средств.

Позвольте мне отдельно остановиться на крупных государственных активах, предусмотренных к продаже «стратегическим» иностранным инвесторам, – в их числе предприятия химической промышленности, сельхозмашиностроения, финансового сектора, строительной отрасли, предприятия, обслуживающие нефтегазовый комплекс и др.

В частности, принятая Программа предусматривает реализацию акций:

крупнейшего в Центральной Азии производитель минеральных удобрений – АО «Навоиазот» (№1 в Центральной Азии);

крупнейшего производителя цемента в стране и регионе –
АО «Кизилкумцемент»;

госдоля в отеле «Ипак йули туризм инвест» (работает под брендом Windham), современных выставочных и бизнес-центров – Международный бизнес-центр, «Узэкспомарказ», логистического центра Ангрен, банка «Турон» и многих других предприятиях.

Более подробную информацию о Программе приватизации, её объектах, а также, законодательных актах, процедурах и условиях, связанных с их приобретением, Вы можете найти на сайтах Госкомконкуренции «ГКК.УЗ» и «ГКИТОРГ.УЗ».

Уважаемые участники сегодняшнего мероприятия!

Госкомконкуренции готов оказать любое содействие для вашего успешного участия в программе приватизации в Узбекистане.

Мы будем рады видеть Вас в нашей стране в качестве стратегических инвесторов!

??????? Orphus